Автор/авторы
Описание

В культуре староверов Усть-Цильмы выявлено 42  вида традиционных облачений и свыше 80 наименований костюма и его элементов, включая головные уборы, рукавицы и обувь, большая часть из которых представлена севернорусской одеждой. В настоящее время бытует 23 вида традиционных одеяний, в их числе 15 севернорусских, остальные заимствованы от ненцев и коми-ижемцев; используются 31 наименование деталей и элементов одежды. Народную одежду носят в основном женщины пожилого возраста, многие из них никогда не носили современной одежды. Однако в гардеробе взрослых и молодых женщин народная одежда занимает достойное место. Ее носят по торжественным случаям, а также в дни горочных гуляний. Стало модным наряжать в народную одежду маленьких детей.

Формирование этноконфессиональной группы устьцилёмов проходило при смешении русских, прибывших в разные годы из центральных и северо-западных областей, и незначительной части финно-угорских народов, оказавших существенное воздействие на адаптацию пришельцев. С приходом староверов на Печору и её притоки Нерицу, Пижму, Цильму, осознанно ограничивавших взаимоотношения с инославными соседями, тем не менее, проявилась их высокая приспособляемость и к природным условиям, и к человеческому окружению, выразившаяся в психологической гибкости в выстраивании отношений с соседними народами и добровольном использовании их опыта выживания в суровых условиях Крайнего Севера. Прежде всего, это проявилось в заимствовании у ненцев и коми-ижемцев видов верхней меховой одежды и обуви и костюма промысловиков, включая терминологию (малица, совик, лузан; тобаки, пимы, камасницы, андюр, панда и др.), при этом сохранив в целом стиль древнерусской и севернорусской народной одежды, чему, бесспорно, способствовали религиозные установки переселенцев. Важно заметить, что одежда, заимствованная у коми-ижемцев и ненцев, не имела ярковыраженного престижно-знакового смысла (за исключением её использования в святочной обрядности – в ряжениях), а применялась в сугубо утилитарных целях, хотя некоторые её виды и подразделялись на повседневные и праздничные. Например, на праздничных малицах больший акцент ставился на рубахе, надеваемой поверх мехового изделия, а не на самом изделии.

В настоящее время усть-цилемские староверы традиционную севернорусскую одежду идентифицируют исключительно со староверием в целом, вкладывая этноконфессиональное содержание в понятие «наша староверска одежда», хотя, в сущности, традиционные облачения, имеют давнюю историю развития и привязка к древлеправославию весьма условная, поскольку исторически со времён появления староверов на Печоре они являются  хранителям и трансляторами народной одежды в исследуемом регионе. 

Интересное

Родовой дом Ваниных (с. Усть-Цильма).

В  статье  рассматриваются  традиционные  представления  русских  …