Автор/авторы
Описание

В 2012 г. духовная жизнь староверов-поморцев была наполнена важнейшим событием: спустя 330 лет со дня мученической кончины протопопа Аввакума (1620-1682), священника Лазаря, дьякона Федора, инока Епифания в Пустозерске – последнем земном пристанище страдальцев за древлехристианскую веру – были построены, освящены часовня и трапезная и в этом же году состоялся крестный ход. 

Строительству часовни в Пустозерске предшествовало создание общественной организации «Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума», которую возглавил В.В. Фот – уроженец Пижмы (Усть-Цилемский район). Общественная организация, решала важнейшие организационные вопросы: налаживание контактов с руководством Ненецкого автономного округа, выделение земли под постройку часовни, создание проекта, заготовка строительного леса и возведение строений. Пустозерск как населенный пункт был снят с государственного учета, поскольку в нем к 1967 г. не осталось ни одного двора. О былой жизни на полуострове свидетельствуют обелиск, кладбище и памятные знаки, установленные в местах некогда находившихся там хозяйственных дворов, с указанием фамилии владельца дома и даты переноса здания в Нарьян-Мар. Вопрос о выделении земли для строительства часовни и трапезной являлся ключевым.

Из истории: после церковной реформы XVII в. Пустозерск становится местом ссылки и гибели ревнителей церковной старины, а Усть-Цильма – средоточием староверских поселений. Непростое отношение усть-цилемских крестьян-староверов к Пустозерску сроилось на понимании этого места, как  заточения и мученической кончины ревностного сторонника и защитника древлеправославной веры  – протопопа Аввакума, сочинения которого пересылались в центр России через Усть-Цильму, чему в немалой степени способствовали усть-цилемские крестьяне. Об этом факте свидетельствуют труды археографов. В 1937 г.  В.И. Малышевым был записан рассказ от усть-цилемского крестьянина Ивана Яковлевича Попова, благодаря которому удалось уточнить один из фактов биографии Аввакума: «Это мне еще парнишке старик Лазарь Дементьевич Торопов рассказывал, а он от своего деда слышал. Стража-то, когда Аввакума в городок  везли, остановку против нашего села сделала – долог путь-то был. В село, вишь, Аввакума не велено было пускать. Народ тут собрался приветствовать его. Усть-Цильма, сказывал, небольшая тогда была – домов бат сорок-пятьдесят. Аввакум к народу обращался, просил, чтобы старых обрядов держались. Стража большая вокруг него была, не допускали близко. Обед они себе варили. Когда дальше повезли, Аввакум руку высоко взметнул с крестом верным и крикнул: “Этого держитесь, не отступайтесь”». В связи с этим объяснимо поведение устьцилёмов, отказавшихся выполнять царский указ о строительстве срубов-тюрем для пустозерских узников, сославшихся на отсутствие опыта в таком строительстве, не побоявшихся грозившего им за это наказания. Анализируя вышесказанное, становится понятным стремление В.В. Фота увековечить память о пустозерских страдальцах. В 2011 г. строительство часовни и трапезной возглавил пижемский мастер Михаил Филиппович Аншуков. Предварительно, срубы были изготовлены в Усть-Цилемском районе, затем в разобранном виде зимой 2012 г. – перевезены в Пустозерск. 27 апреля того же года – в день казни протопопа Аввакума, дьякона Федора, инока Епифания, священника Лазаря – состоялось освящение часовни, был отслужен молебен, а 25 августа состоялся крестный ход, начавшийся из Нарьян-Мара. В нем участвовали староверы из четырех стран: России, Латвии, Польши, Белоруссии. Всего в крестном ходе участвовало около 100 человек. Паломники преодолели 27 километров, две водные преграды. В истории поморского староверия крестный ход признан выдающимся событием современности.

 

 

Интересное

Родовой дом Ваниных (с. Усть-Цильма).

В  статье  рассматриваются  традиционные  представления  русских  …